г. Череповец ул. Боршодская, д.4
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
INFO@TS035.RU
Array
(
    [SHOW] => Array
        (
            [DESKTOP] => 1
            [FIXED] => 
            [MOBILE] => 1
        )

    [ADVANCED] => 1
    [VALUES] => Array
        (
            [246] => Array
                (
                    [ID] => 246
                    [NAME] => Магазин Вологда
                    [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83
                    [EMAIL] => info@ts035.ru
                    [PHONE] => Array
                        (
                            [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40
                            [VALUE] => +78172754040
                        )

                    [SCHEDULE] => 
                )

        )

    [SELECTED] => Array
        (
            [ID] => 226
            [NAME] => Магазин
            [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4
            [EMAIL] => INFO@TS035.RU
            [PHONE] => Array
                (
                    [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50
                    [VALUE] => +78202302050
                )

            [SCHEDULE] => 
        )

)
+7 (8172) 75-40-40
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
Заказать звонок
Войти
Логин
Пароль
Логин
Пароль

Новый русский: обзор грузовика Ambertruck JM 93

Осенью 2023 года в Калининграде возобновили производство среднетоннажных грузовиков, найдя замену освоенным ранее Hyundai HD78 и Mighty EX9. Знакомимся с новым автомобилем, имеющим хорошую возможность занять перспективную рыночную нишу.

Полтора года назад российский автопром находился в состоянии полной неопределенности. АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ лишились стратегических партнеров и ряда импортных компонентов, ушли «японцы», резко сбавили активность на российском рынке «корейцы», закрылись автосборочные производства европейской «большой семерки»… Однако теперь и импортозамещение наладилось, и у «совместных» автозаводов появились новые владельцы. На заводе «Трак Восток Рус» в Набережных Челнах идет сборка среднетоннажных грузовиков КАМАЗ «Компас», то есть китайских JAC. Бывший завод Volvo в Калуге запустили в середине декабря 2023 года, совершенно неожиданно поставив на конвейер вездеходы и дорожные версии «Урал Next». При этом новый инвестор — группа «Промышленные инвестиции» — в дальнейшем нацелен на выпуск там неназванного китайского грузовика. В Елабуге, взамен ушедшего с нашего рынка Ford Transit, налажена сборка лицензионных фургонов компании JAC Motors — Sollers Atlant, по кузову схожих с Mercedes-Benz Sprinter.

БЕЗ «ГРОМКОЙ СЛАВЫ»

А что теперь выпускают на калининградском «Автоторе»? Между прочим, это один из старейших сборочных автозаводов, созданных в постсоветский период — в 1996 году. Старше только «УралАЗ-Iveco», основанный в 1994‑м. Конечно же, «Автотор» в первую очередь широко известен выпуском легковых иномарок. Работая с BMW, Hyundai и Kia, в доковидный 2019 год завод выпустил 213 153 автомобиля — очень хороший результат!

Однако, в Калининграде производили и коммерческие автомобили разных классов. Наиболее удачно сложилась сборка среднетоннажников Hyundai. Производство коммерческих «корейцев» началось на «Автоторе» с 2012 года. Первоначально выпускались Hyundai HD78, а также HD120 полной массой 12 тонн, затем — более легкие HD35. В 2017 году на «Автоторе» запустили сварку и окраску кабин HD78, и началась подготовка к сборке семейства Hyundai Mighty. В конце 2019 года стартовали продажи Mighty ЕХ9 массой 8,5 тонны. Машины были новыми, вовсе не рестайлинговыми — с чередой существенных отличий от HD78.

Конечно же, нового партнера в производстве грузовиков «Автотор» начал искать в Китае. Какие еще ныне есть варианты? Индия, Иран, Бразилия. А у КНР сейчас все же вторая по уровню развития экономика мира, а еще есть общие границы с РФ и налажена логистика…

В Китае более 20 автозаводов производят грузовики, причем все с годовыми объемами более 100 тысяч машин. Есть из чего выбрать. Кроме того, у калининградского автозавода уже был опыт работы с «китайцами»: в 2006–2008 годах там собирали легковые Chery и пробные партии FAW, Foton.

По коммерческим автомобилям «Автотор» в 2005 году сотрудничал с компанией Naveco выпуская грузовики модели Yuejin. Однако, сейчас китайские автопроизводители по-разному относятся к санкциям. Некоторые, такие как Foton, JAC, Dongfeng, FAW, похоже, не боятся ничего, другие все же опасаются противодействия со стороны западных компаний и стараются не афишировать свое сотрудничество с российскими автозаводами. Нынешний партнер «Автотор» как раз из таких и не хочет «громкой славы».

НЕ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ «КОРЕЙЦЫ»

Понятно, что грузовик для сборки в Калининграде подбирали из расчета максимальной технологической схожести с освоенными ранее Hyundai HD78 и Mighty EX9. Их и собирают на той «корейской» линии. В планах на 2024 год — выпустить 2600 грузовиков. Герой нашего рассказа называется Ambertruck JM 93 (amber в переводе с английского — янтарь), и волей-неволей нам придется его сравнивать со среднетоннажниками Hyundai. Конструктивно, это не более сложный автомобиль, чем «корейцы». И здесь нет таких экзотических решений, как необслуживаемые двухрядные шариковые ступичные подшипники или дисковые тормоза и пневмоподвеска. Нет и чрезмерного обилия электроники. Это что-то среднее между советскими ГАЗ-3307 и ЗИЛ-431410, но с современной бескапотной кабиной, экономичным дизелем и 6‑ступенчатой КП. То есть машину можно успешно и недорого обслуживать не только в специализированном сервисном центре, но и силами собственной технической службы АТП.

Ambertruck JM 93 Полная масса: 9390 кг Начало продаж: 2024 г.

Одно из важнейших отличий китайских среднетоннажников от аналогичных «корейцев», японских Fuso Canter, Hino 300 и Isuzu, а также большинства европейских десятитонников — пневматический, а не пневмогидравлический привод тормозов или гидравлика с вакуумным усилителем. Достоинствами пневмопривода являются сохранение работоспособности при незначительной разгерметизации, небольшие усилия, затрачиваемые водителем при торможении, а также возможность использования других пневматических устройств за счет запаса сжатого воздуха. Типичное для пневматики применение энергоаккумуляторов обеспечит торможение в случае аварийной ситуации — если поврежден компрессор или нарушена целостность шлангов и трубопроводов.

Словом, по первому впечатлению от знакомства, машина вполне конкурентоспособна в сравнении с аналогичным КАМАЗ «Компас-9», «Валдай Next» и Hyundai HD78.

Полная масса Ambertruck JM 93 — 9390 кг, и значит, он освобожден от взимания платы по системе «Платон» за проезд по федеральным трассам. Кстати, в обозначении модели JM 93 как раз и указывает на 9,3‑тонную полную массу. При существующей, пока единственной, колесной базе в 3815 мм, снаряженная масса шасси составляет 2690 кг. Следовательно, на надстройку и груз остается 6700 кг. В этом году модель планируют дополнить версиями с колесной базой 4200 и 4500 мм, оптимальной для бортовых платформ и фургонов. В таком исполнении снаряженная масса шасси неизбежно возрастет, но в любом случае машина получается более чем под 5 тонн груза. Под монтаж надстроек выделено 5276 мм, но надо помнить о возможности нарастить задний свес рамы, тогда длина кузова легко помещается в заветный 6‑метровый габарит. Но получается, что пока забыли про короткобазные шасси для монтажа коммунальных надстроек и цистерн…

Размеры лонжеронов рамы: высота профиля — 210 мм, полки — 60 мм, толщина — 4 мм, плюс есть усилители в районе поперечин. За кабиной и вплоть до последней траверсы лонжероны ровные, поэтому добиться разнообразия колесной базы — не проблема. Важный момент: JM 93 не предназначен для эксплуатации в составе автопоезда. С одной стороны, это минус потенциальным возможностям калининградского «среднетоннажника». С другой стороны, при нынешнем дефиците шоферов с категорией СЕ, найти водителей на два одиночных грузовика проще, чем одного на автопоезд. Если же очень нужно возить пенопласт, поролон, сено и лампочки, а Ambertruck уже приглянулся, то российские компании-производители надстроек самостоятельно дооснащают и сертифицируют грузовики для работы с прицепом.

В сравнении с Hyundai HD78 особых отличий в конструкции подвески JM 93 почти нет. В передних рессорах — по пять листов, в задних — по восемь, плюс шестилистовой подрессорник. Передние рессоры установлены на резиновых втулках, которые и обслуживания не требуют, и легко заменяются при износе. На задних рессорах резиновые втулки только на серьгах, а на передних «ушах» рессоры — палец с масленкой. Спереди и сзади смонтированы стабилизаторы поперечной устойчивости и амортизаторы. Нагрузка на переднюю ось — 3,3 тонны, на задний мост — 6,4 тонны, но, похоже, агрегаты сделаны с хорошим запасом прочности и выдержат больше заявленной нагрузки.

Тормоза — барабанные, но не с капризным клиновым разжимом, а с понятными и простыми «кулаками». Пневмоаппаратура — лицензионная, сделана в КНР. В спецификации написано, что есть моторный тормоз — это не совсем так. Дизель здесь маленький, объемом 2,9 л, в нем негде размещать механизм блокировки клапанов для перевода мотора в режим «компрессора». Поэтому здешний Engine Brake — это все лишь заслонка на выпуске.

Очень хорошо, что крепление колес к задним ступицам сделано без футорок, как на «японцах» и на советских грузовиках. Здесь на задних шпильках — по одной конусной гайке. Открутить колеса легко. Но на первой партии грузовиков с самими шинами на заводе допустили явный «прокол»… Они здесь с камерами, и диски с запорными кольцами. Не каждый нынешний водитель сможет разбортировать такое колесо, да и накачивать надо в «клетке». В шиномонтаже тоже завернут… Сейчас размерность шин — 8,25R16, но на машинах более поздних партий будут использоваться бескамерные шины 215/75R17,5 и диски с глубоким ободом.

МАЛЕНЬКИЙ, НО МОЩНЫЙ

Будет полезным вспомнить, что на Hyundai HD78, Mighty ЕХ9 и Mighty ЕХ8 ставили два разных мотора. Первый, D4GA, объемом 3,9 л, мощностью 170 л. с. использовался на Mighty ЕХ9. Второй, D4CC, на литр меньше, развивающий 160 л. с. и 392 Нм крутящего момента, предназначен для Mighty EX8. Трехлитровый мотор — самый современный, он построен в нынешнем общемировом тренде уменьшения рабочего объема. При этом и мощности, и момента добавляет турбина. И у обоих моторов, в той или иной степени, японские корни.

На Ambertruck JM 93 стоит тоже японский, лицензионный дизель Isuzu 4НК1, объемом 2,9 л, мощностью 156 л. с., крутящим моментом 440 Нм. То есть в сравнении с мотором Hyundai Mighty ЕХ8 японский «китаец» тяговитее.

Диаметр цилиндра — 95 мм, ход поршня — 102 мм. У этого двигателя чугунный блок цилиндров с алюминиевой головкой блока. Снизу он дополнен алюминиевой бугельной рамой, объединяющей крышки коренных подшипников, что добавляет жесткости конструкции.

У Isuzu 4НК1 — два распредвала в головке, четыре клапана на цилиндр и цепной привод ГРМ с ресурсом не менее 500 тыс. км. Натяжение — башмаками и гидронатяжителями. Цепью также приводится ТНВД и компрессор пневмосистемы. Гидрокомпенсаторов у клапанов нет, поэтому тепловые зазоры необходимо регулировать каждые 40 тыс. км.

Блок цилиндров негильзован, но есть ремонтные поршни, и возможна установка ремонтных «сухих» гильз. У коленвала ремонтных размеров нет, как говорят в представительстве «Автотор», он не перешлифовывается. Видимо, коленвал азотированный и потому со сверхтвердой, очень износостойкой поверхностью. Здесь главное — не упустить в моторе уровень масла и замену фильтров… Межсервисный интервал составляет 20 000 км.

Топливная система, конечно же, Common Rail с маркировкой Bosch, но китайского производства. Турбина — Garett. Соответствие нормам экологического класса Евро-4 достигается благодаря системе рециркуляции отработавших газов EGR с жидкостным теплообменником. Отсутствие фильтра DPF позволяет использовать полнозольные моторные масла класса API CH-4.

Для сохранности дорогостоящей топливной аппаратуры есть фильтр-отстойник, фактически это китайский аналог Separ, с датчиком воды и подогревом. Топливный бак — алюминиевый, на 125 л. Кстати, из алюминия сделаны и ресиверы пневмосистемы.

На среднетоннажнике установлено однодисковое диафрагменное сцепление с пневмогидроусилителем, конструктивно он схож с камазовским, только размером меньше.

На Ambertruck JM 93 ставят 6‑ступенчатую коробку WLY 6G45 под крутящий момент до 450 Нм. Производитель — китайская компания Zhejiang Wanliyang Co. Передаточные числа — от 6,14 на первой до 0,79 на шестой. Пятая передача — прямая.

Управление коробкой осуществляется тросами, это логично для грузовика с откидывающейся кабиной, да и ходы рычага при этом меньше в сравнении с тягами. Рычаг установлен на площадке рядом с креслом водителя. Для монтажа коробки отбора мощности с левой стороны картера есть лючок. Крестовины карданного вала — сменные, со стопорными кольцами, такой кардан легко и недорого ремонтируется. Но на фланцах нет торцевых шлицев, которые серьезно разгружают от крутящего момента болты крепления. Ведущий мост — с одноступенчатым гипоидным редуктором, передаточное число 4,22.

Ни «японцы», ни «китайцы», ни Hyundai не поставляли в Россию полноприводные среднетоннажники с колесной формулой 4х4. А к таким машинам, у наших перевозчиков, несомненно, был бы интерес. Быть может «Автотор» освоит такое исполнение JM 93?

ДВА МЕТРА, ТРИ МЕСТА

На среднетоннажных Hyundai стояла широкая кабина с внешней шириной около 2100 мм. У японских Fuso Canter и Hino 300 кабины были примерно в тех же габаритах. Узкие кабины, шириной 1650–1700 мм, на российский рынок эти производители особо не продвигали. Действительно, двухметровая трехместная кабина для наших перевозчиков более универсальна: машина может работать и в городе, и на плече в 600–800 км, когда водителю приходится устраиваться в ней ночевать…

У JM 93 как раз применяется широкая кабина, с внешним габаритом 2060 мм. Реальные размеры внутри: расстояние между боковыми стеклами дверей в средней части — 198 см, от центра лобового стекла до задней стенки мы намерили 150 см, высота от пола до потолка над головой водителя — около 140 см. То есть самая современная кабина Hyundai Mighty ЕХ чуть более узкая и короткая, чем на «китайце». Если судить по ОТТС, то у JM 93 должна быть и удлиненная кабина, со спальником, но наверняка матрац там будет шириной всего в 45–50 см.

Забираться внутрь и садиться за руль очень легко — двери большие, открываются широко. Кабина посажена на раму низко, потому и пол расположен невысоко. Ступенька находится именно на том месте, где должна быть: закрыта от снега, наледи и дорожной грязи кромкой двери. А это важно для развозного грузовика, работающего на коротком плече. На улице было под 20 градусов мороза, поэтому сразу же отметил, что и в теплой обуви педали «не мешаются».

Кресло водителя удобное, с хорошими валиками боковой поддержки, в меру мягкое. Диапазона регулировок вполне хватает для роста 188 см, есть подлокотник под правую руку. Добротно сделано и выглядит хорошо. Однако главное кресло в автомобиле полностью лишено подвески. На тех машинах, которые будут выпускать в 2024 году, все же обещают «мягкое» сиденье.

В интерьере Ambertruck есть типично «азиатские» решения, которые никогда не увидеть на европейских среднетоннажниках. Панели обивки дверей с большими поручнями, почти во всю ширину проема, их можно использовать как подлокотник. Сюда же можно отнести и хитрую, складывающуюся спинку среднего сиденья. Это одновременно и столик, и емкость для дорожной документации.

Цвет обивок дверей — темно-серый, не маркий и выглядит весьма солидно. Основная расцветка для передней панели — сочетание черного и серого, в обрамлении решеток используется матовый хром. Сама панель почти «плоская», но есть небольшой «изгиб» вокруг водителя.

Среди опций создающих комфорт — кондиционер, электростеклоподъемники, центральный замок и медиасистема с небольшим дисплеем. Комбинация приборов с аналоговыми тахометром и спидометром, плюс два прибора в виде «угольников» с уровнем топлива в баке и температурой двигателя. Вся дополнительная информация считывается с небольшого дисплея в центре комбинации, куда выводится суточный пробег и мгновенный расход топлива. Меню дисплея можно листать кнопкой на руле. У рулевой колонки цанга с механическим фиксатором, «баранку» можно довольно хорошо поднять-опустить, но наклонить намного вперед-назад не получится: здесь средний диапазон регулировки.

Можно сказать, что сборка нового грузовика на заводе уже освоена, активно идет адаптация конструкции и комплектации автомобиля к российским условиям эксплуатации — что бы он был не хуже «корейцев». По плану «джей» остается запустить в дело несомненный козырь калининградцев — производственные линии по сварке и окраске кабин…

инфографика: 5koleso.ru

Николай Мордовцев5koleso.ru